Прежде чем отключать YouTube в России необходимо создать свой конкурентоспособный продукт
Мировые интернет-гиганты становятся всё более влиятельными и существенно увеличиваются риски злонамеренного использования новейших технологий, таких как искусственный интеллект. Способны ли мы противостоять навязываемой цифровой диктатуре? Какие возможности появились у России для укрепления цифрового суверенитета? Как сохранить нужную степень самодостаточности и не растерять при этом преимущества, предоставляемые глобальной сетью? Все эти вопросы активно обсуждались в рамках ПМЭФ’23.Реклама
Реклама
«Мы видим реализацию самых мрачных сценариев информационного хаоса» – отметила Мария Захарова, директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации, «Западу нужна тотальная цифровая диктатура, полная утрата свободы и самостоятельности в том числе и в цифровой среде».
Сегодня уже многие страны озаботились вопросами суверенизации интернета. «Наша задача в балансе: никакой блокировки и отгораживания. Нужно оставаться в общей глобальной сети, но максимально обеспечить самодостаточность российского сегмента» – считает г-жа Захарова.
«В условиях возросших темпов цифровизации требуется наполнить это движение смыслом. Нужно точно понимать куда идем. Нужна идеология цифрового перехода, наш собственный подход. Необходимо законодательно зафиксировать, что это часть национальной безопасности и глобальная зона ответственности государства».
«Цифровой суверенитет – это активная позиция и право государства определять свои правила в собственном цифровом пространстве» – считает Игорь Ашманов, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Сегодня три крупнейших государства идут собственными путями. Китай больше работает в обособленном пространстве. США движется в направлении цифровой диктатуры в глобальном масштабе, за пределами своего государства. Но это не наш вариант. У нас свой путь и свои способы решения этих вопросов.
«Нам не нужна вторичность. У нас до сих пор присутствует расслабленность, и многие не понимают зачем нам собственно импортозамещение» – отмечает г-н Ашманов. «Мы не должны идти за кем-то. Не стоит делать ставку на повторение, в том числе на использование открытого кода и других общедоступных решений. Нам нужно не догонять, а идти впереди, возможно просто другим путем».
Сегодня в реестре отечественного ПО уже около 16 тысяч продуктов. Это наши продукты, с которыми можно работать и которые активно развиваются.
«Нам не нужна цифровая диктатура, нам нужно альтернативная цифровизация, цифровое перемирие. Нужен работающий цифровой кодекс. Мы все должны договориться как мы будем использовать цифровое пространство» – уверен Игорь Ашманов.
«Отечественные разработки в области ИТ постоянно находятся в зоне интереса государства. Но вопросов пока больше, чем ответов. По многим направлениям мы еще несколько лет назад имели преимущества. Но по прошествии нескольких лет мы растеряли преимущества и в итоге западные аналоги стали лидерами. Почему?» – задает вопрос Александр Хинштейн, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.
Да, увы. Мы пока проигрываем ИТ гигантам. Зачастую их преимущества и возможности просто несоизмеримы с отечественными производителями и разработчиками.
На сегодняшний день государство уже направило совокупно около 230 млрд. руб на поддержку импортозамещения в ИТ отрасли.
Это беспрецедентная сумма. Нет ни одной отрасли экономики с соизмеримым масштабом поддержки.
Сегодня мы видим и положительные тенденции перетока пользователей на отечественные платформы. Тренд безусловно есть. Но остаются еще нерешенные вопросы и проблемы. Это задачи не одного дня. Тем не менее, подвижки в качественном развитии наших сервисов есть и многие их уже замечают.
Тема цифрового суверенитета реализуется государством системно уже с 2019 года. Закон «приземления», закон о цифровой цензуре, закон о суверенитете интернета и другие законопроекты уже работают. «Мы ответственно подходим к вопросам создания новых законопроектов. Неработающие законы нам не нужны. Это просто дискредитации власти,» – считает г-н Хинштейн. «Телеграмм 2.0 нам просто больше не нужен. Закон должен быть реален и выполним технически. Уже неоднократно отмечал, что и блокировка YouTube в России преждевременна, сначала нужно создать продукт, который сможет в полном объеме конкурировать с видеохостингом».
«Цифровой суверенитет – это в первую очередь, обеспечение безопасности для всех. Это не лозунг. Это уже реальность, в которой мы существуем. И мы продолжим над этим работать с учетом новых вызовов и наших отрывающихся возможностей» отметил Александр Хинштейн.
Алексей Пушков, председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации и сенатор Российской Федерации, попробовал обозначить основные принципы цифрового суверенитета. По его мнению, стратегическая политика цифрового суверенитета – это не запреты и блокировки, а система, которая позволяет развиваться, используя все возможности современных технологий.
Среди основных принципов суверенитета г-н Пушков выделил:
-
Системность. Не должно быть только декларации. Системность состоит в том, чтобы выработать правила игры и постоянном воздействии на все основные социальные площадки.
-
Конкурентность и открытость. Важна свобода сопоставления различной информации из разных источников, самостоятельное сравнение данных и развитие критического мышления. Это важно, без конкуренции нас ждет застой.
-
Самостоятельность. Мы вынуждены развивать свои инструменты и свои правила игры. Крупные международные компании могут в одночасье закрыть доступ, блокировать возможность работы. За последнее фактически прекратили работать многие конвенции и международные правила и законы. Мы просто даже не можем ими воспользоваться. Стоит ли ждать? Пора вырабатывать свои правила и законы, которые обеспечат понятные правила игры.
-
Эффективность. Без нее просто невозможно развитие цифровой независимости.
Алексей Пушков уверен, что существует запрос на российскую англоязычную платформу для общения с миром за пределами РФ. Во многих платформам есть спрос на альтернативу. Так что это вопрос создания подобных продуктов только в политической воли. Дальше она уже сама найдет свою нишу и клиентов.
«Цифровая экономика может стать трамплином для России, но кибербезопасность в этом ключевой вопрос», – считает Игорь Ляпунов, старший вице-президент по информационной безопасности «Ростелекома. «Мы вошли в эру гибридных войн. Цифровая война уже не миф, а современная реальность. Расходы на кибербезопасность в США огромные и растут каждый год. Но при этом нужно отдать должное, что в области кибербезопасности у нас более 90% отечественных программ».
«Сегодня все делают ставку на искусственный интеллект, не очень понимая во что ввязались. Это борьба за власть. Как это скажется с цифровой безопасностью еще не известно. Борьба пойдет за новую мировую идеологию, возможно даже, за религию», – уверен Алексей Пушков.
«Лидерами инвестиций в ИИ являются США ($47 млрд) и Китай ($13 млрд), остальные страны, в том числе и Россия, сильно отстают», – отмечает Вадим Глущенко, директор АНО «Центр Глобальной ИТ-Кооперации». Все остальные государства будут вынуждены использовать инструменты лидеров, все больше впадая в зависимость от лидеров.
Важность вопроса глобальной цифровой безопасности отметил и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, который несколько дней назад представил аналитическую записку, в которой предлагается создание «кодекса поведения для обеспечения целостности информации на цифровых платформах»
В рамках этой инициативы он призывает, в том числе, срочно принять меры для обеспечения безопасности приложений с использованием искусственного интеллекта и соблюдений прав человека.
«Нам стоит максимально использовать опыт других государств, в том числе и Европы, которая сегодня является флагманом в области регулирования ИТ отрасли,» – считает г-н Глущенко. Сегодня в Европе уже предусмотрены крупнейшие штрафы за нарушения законов по защите персональных данных. Готовится акт о цифровых услугах. Также ЕЭС ввела «закон о приземлении», который уже работает у нас.
Хотим мы или нет, но мы вынуждены идти в эпоху цифровизации. Поэтому нам нужны практические шаги по обеспечению нашей безопасности, чтобы это не осталось голословными заявлениями. Сегодня основной запрос на безопасность в различных сферах: личной, финансовой, корпоративной и т.д. И эти вопросы требуют решения на различных уровнях – от государства до фактической технической реализации в современных продуктах и технологиях.