Psychology
Что делает человека красивым, веками интересовало художников и ученых. Красота не находится, как часто предполагается, "в глазах смотрящего", а следует определенным предсказуемым правилам. Симметрия и пропорции играют роль, и хотя культура и нормы формируют наше восприятие красоты, исследователи отмечают поразительный консенсус среди людей относительно того, кого они считают красивым.
Неудивительно, что рынок красоты неуклонно растет, достигнув в 2023 году дохода в 430 миллиардов долларов, согласно недавнему отчету McKinsey. Увлечение идеальным макияжем или уходом за кожей подпитывается влиянием идеальных лиц, демонстрируемых в социальных сетях и улучшенных фильтрами. Но стоят ли все эти деньги того?
Краткий ответ: да. На сегодняшнем конкурентном рынке труда экономические преимущества красоты неоспоримы. Многочисленные исследования показали, что привлекательные люди получают бонус за красоту и в среднем получают более высокие зарплаты. Определенные высокооплачиваемые профессии вовсе строятся вокруг красоты (шоу-бизнес), но что более удивительно, практически для любого вида занятости красота может привести к эффекту "положительного ореола". От красивых людей постоянно ожидают большего интеллекта и считают их лучшими лидерами, что влияет на карьерные траектории и возможности.
Считается, что люди, воспринимаемые как красивые, с большей вероятностью будут пользоваться доверием людей, что облегчает им продвижение по службе или заключение деловых сделок. Идея в том, что люди, которые выглядят лучше, считаются более здоровыми и/или имеющими более позитивные социальные связи в прошлом, что, якобы, должно влиять на их надежность.
Но подтверждается ли эта теория? Предыдущие исследования представляли наблюдателям различные портреты людей и спрашивали их мнение об этих людях. Однако часто эти фотографии берутся из баз данных портретов или даже генерируются компьютером, что позволяет исследователям изучать восприятие, но не то, насколько эти убеждения точны.
Чтобы изучить этот вопрос было проведено исследование, в котором приняли участие 357 добровольцев, Оно началось в Париже в октябре 2019 года, где первую группу из 76 добровольцев попросили принять участие в коротком эксперименте по принятию экономических решений. В исследовании участники были случайным образом разделены на пары, не зная, с кем они играют. Некоторые играли роль, требующую доверия к другому человеку (Группа А), в то время как другие были в положении, позволяющем ответить взаимностью или нарушить оказанное им доверие (Группа Б). Чтобы повысить ставки, на кону были реальные деньги.
Результаты подтверждают, что тех людей, которых оценщики считают более красивыми, также считают гораздо более заслуживающими доверия. Это означает, что в абстрактном экономическом обмене красивые люди с большей вероятностью будут пользоваться доверием других.
Однако, исследуя фактическое поведение было видно, что красивые люди не более и не менее надежны, чем все остальные. Другими словами, надежность определяется индивидуальными ценностями, моралью и личностью, которые не коррелируют с внешностью человека.
Отмечается, что хотя привилегия красоты наблюдается как у мужчин, так и у женщин, существуют мнения, что женщины (которые, как предполагается, обладают более высоким социальным интеллектом), могут лучше определять надежность партнеров. Результаты исследования не показывают никаких доказательств этого. Женщин в среднем оценивают как более красивых, и они также в среднем оценивают других как более красивых. Однако женщины не ведут себя в игре более благородно, чем мужчины.
В целом, мужчины и женщины едины в своих ожиданиях относительно того, кто будет действовать надежно, а кто нет. Таким образом, женщины не лучше мужчин предсказывают поведение.
Результаты наталкивают на вопрос о том, кто с большей вероятностью станет жертвой предубеждений. Можно допустить, что люди, к которым часто благосклонно относятся из-за их внешности, могут знать, что это не делает привлекательность фактором, заслуживающим большего доверия. И результаты эксперимента показывают, что предубеждение красоты есть у всех. Другими словами — те, кто извлекает выгоду из своей красивой внешности, не обладают лучшими навыками выявления надежности;
Вывод таков, что инвестиции в красоту действительно стоят того, потому что они создают реальные преимущества. Однако рекрутерам или менеджерам следует остерегаться обмана. Один из способов избежать ложного восприятия — сделать резюме анонимными и запретить фотографии в заявках. Кроме того, необходимо осознавать существование предвзятости и "сверятся" с ним принимая решения.
В конечном счете — внешность, это лишь обертка. Что кроется внутри, по красоте определить невозможно.