Как управлять разработчиками и не сойти с ума

0 0
  • Главная
  • Управление ИТ
  • Как управлять разработчиками и не сойти с ума

    изображение создано нейросетью

    Если делать все «по уму», то в IT не так сложно дослужиться до руководящей должности — сложнее остаться полезным. Меня зовут Александр Сербул, и я больше 20 лет в разработке. Сейчас руковожу большими данными, высоконагруженными системами и машинным обучением в Битрикс24 — и до сих пор программирую. Хочу поговорить честно, без галстуков про управление, которое работает, про команду, которая не срывает проекты и про результат, к которому реально дойти — даже если до дедлайна осталось три дня, а у разработчиков фингалы и философские книжки под мышкой.

    Содержание:

    Можно ли управлять, не разбираясь в технологиях?

    Можно. Я знаю сильных управленцев без технического образования. Но, как говорится, есть нюанс: рядом должен быть человек, который разбирается. Такой эксперт, который может объяснить, что такое Kubernetes или как программировать на Rust.

    Если ты сам не разработчик — не беда, но тогда ты должен уметь задать правильный вопрос, понять и принять решение. В моей практике все катастрофы начинались там, где все делали умный вид и молчали.

    Я лично знаю одного гендира, который не вникает в каждую строчку кода, хотя сам физик и бывший программист. Восхищаюсь его способностью находить простые метафоры для сложных концепций.

    Когда команда предлагает сложное решение, он проводит аналогии с простыми вещами, например, «это как кофемашина, которая работает не на зёрнах, а на чайных листьях?». И все сразу понимают, что решение слишком специфичное и дорогое для масштабирования.

    Зачем я до сих пор пишу код

    Потому что иначе ты теряешь форму и перестаёшь понимать, где риск, где узкое место, где фича, а где архитектурный капкан.

    Это как в боксе: если не выходишь на ринг, уже завтра боишься удара. Я пишу на Rust — языке сложном, безумно строгом, но очень мощном. Это не только развивает, но и возвращает с небес на землю, даёт право говорить с командой на одном языке.

    Что делает руководителя нормальным

    Я мог бы сказать и хорошим, но тогда этот материал пришлось бы читать несколько дней, но есть ряд must have качеств, которыми должен обладать нормальный IT-управленец.

  • Умение говорить с людьми. Не орать и не инспектировать, а слушать и понимать.
  • Попадание в дедлайн. Всё остальное вторично.
  • Минимум просрочек. Если задача висит — иди и выясни, почему.
  • Простота в решениях. Чем «умнее» кажется архитектура — тем, скорее всего, она хуже.
  • Простота решает

    Когда решение кажется красивым, но сложным — это сигнал: нужно упростить. Самые живучие и масштабируемые решения, которые я видел, были простыми. В них не было романтики, только здравый смысл.

    Не нужно изобретать велосипеды на микросервисах, если можно просто свернуть гайку руками. Простота — это про зрелость и результат.

    У нас релизы выходят два раза в год — железно, что является редкостью для сложных IT-продуктов. Чтобы выдерживать этот ритм, приходится постоянно работать с приоритетами и находить наиболее эффективные решения. Например, когда готовился один из последних релизов, команда разработчиков предложила сложную многоуровневую систему обработки BI-данных. Мы поняли, что не успеваем, провели мозговой штурм и включили в ближайшую итерацию простую, наиболее полезную и понятную реализацию, чтобы собрать побольше цифр и подумать, как еще лучше помочь клиентам. Главные тренды российского BI: консолидация, ИИ и акцент на on-premise Как ИИ откроет новую эру электронной торговли Как осуществлять международные денежные переводы в 2025 году?

    Придумывать «планы на пятилетку» — всегда просто, но опасно. Лучше получить меньше и сейчас, чем больше, но никогда.

    Про техдолг без иллюзий

    Он будет всегда, и это нормально. Но если его не считать и не гасить — он станет миной. В моих проектах я закладываю 20–30% спринта под техдолг, но иногда это не получается. Тогда исправляем по пути, завышая оценку задачи и «вкатывая» техдолг в рефакторинг.

    Главное — не молчать про него и не относиться к нему как к позору. Это бизнес-реальность, а не моральная категория.

    Управление = коммуникация +соблюдение дедлайна

    Метрики можно рисовать бесконечно. Кто-то отслеживает “скорость команды”, кто-то — “уровень зрелости”. Но всё просто:

    1. Сколько задач просрочено?
    2. Попали ли в дедлайн?

    Вот и всё. Если да — молодец. Если нет — пересмотри, где сломалось. Не нужно быть харизматиком, визионером или гуру — нужно быть доступным, нужно говорить и взаимодействовать с командой, но при этом не мешать ей работать. Читайте также

    Как управлять разработчиками и не сойти с ума

    Иван Вахмянин: ИИ-помощник Visiology готов конкурировать с любыми решениями в мире Специалисты в сфере BI уже давно говорят об огромных перспективах применения ИИ в самых разных сферах бизнес-аналитики. О том, насколько российским разработчикам удалось реализовать этот потенциал, и в каких сферах российские решения даже превосходят западные, IT-World рассказывает Иван Вахмянин, управляющий партнер и сооснователь Visiology.

    Как отрезать и не порезаться

    Чтобы попасть в дедлайн, придется отрезать всю мишуру, но если нет MVP — резать нельзя. Только когда есть работающий костяк, можно смело сказать: «Вот это убираем, вот это позже, а вот это — в следующую итерацию».

    И да, иногда нужно уметь убеждать бизнес, уметь объяснить, почему именно это решение — лучшее для компании, даже если в нём нет “вау-фичи”. Главное — чтобы оно работало.

    Как нанимать, чтобы не пожалеть

    Никаких универсальных формул найма я не расскажу, но точно нужно смотреть не только на резюме и «харды», но и на умение работать сообща. Настоящий командный игрок — точно не токсик, не тихушник, не тот, кто всё делает один в углу.

    Конечно, есть и «звезды» — уникальные, гениальные, невозможные. Они исчезают перед релизом, возвращаются с философскими книжками и решением задачи за 5 минут до дедлайна. К таким нужен индивидуальный подход — их нельзя ломать и пытаться перевоспитывать. Важно просто уметь жить рядом.

    У меня был опыт с «звёздным» разработчиком, который мог сделать задачу за день, над которой другой работал бы неделю. Но проблема была в том, что ему было скучно — он пропадал на несколько дней, а потом возвращался с фингалом и всё равно закрывал все задачи. Такие люди работают на своей скорости, не любят команды и часто ведут себя эксцентрично. Но если суметь найти им правильное место в проекте — они сделают вещи, которые никто другой не сможет.

    Финал: управление — это не ордена

    Это не про «я начальник, вы дураки». Это про то, чтобы не мешать и быть рядом, когда нужно — видеть риски, убирать барьеры, быть первым, кто держит удар и последним, кто хвастается результатом.

    Это не про статус, а про тонкое искусство.И если вы хотите стать лучшим — придётся писать, слушать, упрощать и объяснять. Это не всегда красиво и приятно, но всегда вызывает уважение. А мы ведь за этим здесь и собрались?

    Как управлять разработчиками и не сойти с ума

    Александр СербулРазработчик, руководит Big Data, высоконагруженными системами и машинным обучением в Битрикс24 КадрыРазработка ПОУправление персоналом (Рersonnel Мanagement)Технологический (технический) долг
    Источник

    Оставьте ответ