Рынок ВКС: аналитика IT News и прогноз на 2024 год

0 0

Рынок ВКС: аналитика IT News и прогноз на 2024 год

Отечественный рынок видеоконференцсвязи демонстрирует динамичный рост. Ожидается, что по итогам 2024 года его объем составит не менее 4 млрд рублей, и в ближайшие годы по темпам роста он опередит глобальный сегмент.

Основные движители – переход госструктур на отечественное ПО и внедрение ВКС в крупных производственных и промышленных структурах.

Итоги прошедшего года еще полностью не подведены. Но, судя по всему, российский сегмент ВКС-сервисов вырастет, по сравнению с показателями 2022 года, почти на пятую часть и, по итогам 2023 года, продемонстрирует показатель в $40 млн, или более 3,6 млрд рублей по сегодняшнему курсу. С учетом ПО и оборудования эта цифра достигнет 16 млрд рублей. В прогнозах на 2024 год — увеличение до объема как минимум до 4 млрд рублей.

Впрочем, еще в 2020 году этот сегмент отечественного рынка продемонстрировал взрывной рост. До этого момента плавно падающий рынок на фоне пандемии Covid-19 и повального перехода на «удаленку» сделал скачок вверх сразу на 20% и достиг объема в 2,5 млрд рублей. 2021 год отечественный сегмент закончил с показателем объема примерно в 3 млрд рублей, а в 2022 году вырос еще на 17%, до 3,5 млрд рублей.

И если от глобального рынка ВКС ожидают в обозримом будущем годового прироста в размере 12-13%, то отечественный рынок способен опередить эти темпы на 30-50%. При этом в определении текущих показателей мирового рынка ВКС аналитики расходятся, причем достаточно существенно – его объем оценивается в размерах от $7 млрд до $25 млрд.

2022 год аналитики могут смело называть переломным для отечественного сегмента ВКС. В первых числах марта российский рынок покинули такие гиганты, как Cisco Systems, Polycom и большинство заметных западных вендоров. Российские компании были вынуждены мигрировать на отечественные решения. В итоге их доля в закупках превысила 90%, а выручка российских вендоров ВКС-решений за первый санкционный года выросла на 50%. При этом мобильный трафик зарубежных платформ ВКС упал на 19%, а отечественные решения смогли похвастать ростом трафика более чем на 40%.

Общий спрос на сервисы ВКС в России увеличился примерно на 30%, по сравнению с 2021 годом.

Наиболее активной миграцией на платформы ВКС отличался госсектор – подобные решения в 2022 году внедрили свыше 20% из общего числа компаний с госучастием. Для сравнения — в образовательной сфере ВКС-сервисы понадобились 15% от общего числа компаний, в ИТ-сегменте – 8%.

Около 50% всех закупок ВКС в России в 2022 году пришлось на крупных бизнес-игроков, в том числе производственного и промышленного секторов.

В настоящее время свыше 85% решений для видеоконференцсвязи, предлагаемых на российским рынке, являются продуктами отечественной разработки. Чуть менее 70% из них входят в реестр отечественного софта. Оставшуюся нишу пока еще заполняют решения популярных ранее зарубежных вендоров, покинувших российский рынок после событий февраля 2022 года и начала санкционного давления. В их числе – Zoom, Skype for Business, Microsoft Teams и некоторые другие. В большинстве своем, такие решения используют игроки микробизнеса и малого бизнеса.

Уже сегодня ежемесячная аудитория активных пользователей отечественных сервисов ВКС достигает, по разным оценкам, от 6 до 11 млн. В прошедшем году российский пользователь тратил на видеоконференции, в среднем, без малого 50 часов в месяц.

В обозримом будущем самый высокий спрос в сегменте решений ВКС будут формировать технологии распределенной обработки данных («облака»), качественное звуковое оборудование, решения, создающие эффект телеприсутствия, решения для систем видеобанкинга и решения для обширных аудиторий (для нескольких тысяч человек). При этом, считают аналитики, решения ВСК будут становиться все более простыми в использовании, с возможностью организовывать конференции в любом месте и в любое время.

Ведущим трендом на рынке ВКС, как глобальном, так и отечественном, эксперты считают все более широкое использование ИИ. Сегодня ИИ помогает автоматизировать решение типовых проблем — повышать качество видео, устранять звуковые шумы, скрывать настоящий фон или брендировать его. Повышенный спрос в ближайшие месяцы найдут технологии автоматического протоколирования видеовстреч, планирования и напоминаний.

При этом требования самих пользователей к базовым функциям ВКС вряд ли изменятся сильно, и, в целом, будут сведены к более или менее полноценной замене решений крупных западных вендоров, покинувших российский рынок — MS Teams, Zoom, Cisco.

Лидерами по поставкам аппаратного обеспечения и оборудования в обозримом будущем останутся производители из Китая и стран Азии.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.