Трансформация-2025

0 0

Трансформация-2025

изображение создано нейросетью

В цифру переходит все большее количество взаимодействий между людьми, компаниями, органами государственной власти. В статье мы говорим именно о таких взаимодействиях, а не о применении цифровых инструментов внутри компаний.

Легко, по свистку перезалили мир.

Сидеть на цепи в душной броне квартир.

Ловить по сети ненависть всех ко всем.

Выходить на беду за пафос левых схем.

Группа «Алиса»

Однажды я попробовал посчитать количество определений для термина «цифровая трансформация». Получилось десятка два — все в основном про цифровые технологии (у нас их называют «сквозные», более точным я считаю термин «технологии общего назначения»). К ним относятся Интернет, мобильная связь, тот же самый ИИ. И только китайцы в своих определениях говорят о цифре как о факторе радикальных изменений в социально-экономической деятельности общества.

Поcмотрим, как выглядит тема сейчас, в начале 2025 года. Спойлер: в тексте будет горячая тема про Дональда Трампа и про американских руководителей цифровых компаний на его инаугурации.

Содержание:

Этюд первый: блокнотик официанта

В цифру переходит все большее количество взаимодействий между людьми, компаниями, органами государственной власти. В статье мы говорим именно о таких взаимодействиях, а не о применении цифровых инструментов внутри компаний.

Как пример рассмотрим простое и точечное взаимодействие. Если вы присмотритесь к работе официанта в ресторане, то увидите вместо традиционного блокнотика для заказов смартфон — с его помощью официант в мобильном приложении быстро набирает заказ, который сразу передается на кухню.

Трансформация, чтобы иметь право называться таковой, должна сопровождаться качественными эффектами: удешевлением выполнения операции на порядки, ускорением процесса в сотни и тысячи раз, радикальным снижением количества ошибок.

Но даже в таком простом случае, как цифровой блокнот официанта, эффектов набегает немало:

  1. Заказ быстрее «долетает» до кухни, снижается время ожидания. Речь о минутах, но в час пик и они важны.
  2. Снижается вероятность ошибки при передаче заказа от официанта повару.
  3. Снижается риск злоупотреблений при передаче заказов от официанта «мимо кассы».
  4. В реальном времени собирается аналитика продаж. 5. У оператора сервиса появляются вкусные (в прямом смысле) маркетинговые данные от многих ресторанов. Цифра знает про нас, участников взаимодействия, много, запомним и читаем дальше.

Таких сервисов автоматизации для сотен видов взаимодействий много, просто не все они на поверхности.

Этюд второй: границы цифровой свободы

В девяностых годах маркетинговым лозунгом Microsoft было «Where do you want to go today?» («Куда ты хочешь пойти сегодня?»). Типа, технологии дают свободу, а ход жизни выбираешь ты сам.

Цифровизация компании: что это и зачем нужно?

Возможно, в «момент творения», так оно и было. Но цифровики тоже люди, которые желают занять достойное место в пищевой цепочке. Поэтому понеслось:

  1. Поисковые платформы первыми выдают проплаченные ссылки либо расставляют приоритеты выдачи на других заложенных людьми принципах. И тут уже твой выбор поисковой выдачи уже как бы и не совсем твой. И заказанная тобой информация тоже не совсем твоя. 
  2. Платформы электронной коммерции также манипулируют выдачей результатов, влияя на выбор покупателя; кроме того, они влияют на наш выбор через рекомендательные алгоритмы.
  3. Социальные сети (которые, как известно, нас не подслушивают и не подсматривают) также вдумчиво анализируют наши предпочтения, время просмотра сообщений, движения глаз при чтении. Они также формируют выдачу страниц компаний, политиков, влиятельных персон. Подозреваю, что в ходе длительного использования соцсети начинают понимать наши мотивы, ценности, убеждения, психику лучше нас самих.
  4. Платформы видеосервисов также продвигают либо пессимизируют выдачу результатов, влияя на то, что мы смотрим, о чем думаем, каковы наши ценности и убеждения.

Таким образом, цифра и те, кто ей командует, определяет не куда мы пойдем, а что купим, за кого проголосуем, что будем считать хорошим, а что плохим. За это рынок платит очень серьезную цену, не зря в топе компаний по акционерной стоимости — сплошь цифровые организации.

С момента осознания этого факта государства стали уделять цифре самое пристальное внимание, хотя модели взаимодействия выстраиваются по-разному.

Этюд третий: сценарий цифрового государства

Каким может стать следующий шаг трансформации? Для ответа на этот вопрос я смотрю на ровную шеренгу руководителей самых дорогостоящих цифровых компаний мира (Маск, Безос, Цукерберг и ряд людей с менее известными именами) на инаугурации нового-старого Трампа. За ними стоят соцсети, электронная торговля, искусственный интеллект, облачная инфраструктура, микропроцессоры. Для полноты еще «Палантир» с аналитикой очень специфических больших данных. Добавим упоительное финансирование, в котором, как его не распиливай, для дела все равно что-то останется.

Для меня (подчеркиваю, для меня) выводов из происходящего два:

  1. Цифровые компании по ресурсам и влиянию стоят на одной доске (то есть они говорят на равных, конкурируют, возможно, попытаются подмять под себя) с высшим уровнем государственного управления. Конгресс США сделал попытку поставить своих цифровиков в рамки (о слушаниях в Конгрессе США, на которых была сделана попытка изменить подход к регулированию бигтеха, пишу здесь). Вышло так себе (пословица «Васька слушает, да ест» в данном случае очень уместна). А вот у китайцев, когда они поняли, что влияние цифровых компаний теперь сопоставимо с влиянием государства, с регулированием получилось лучше
  2. Роль цифры в работе государства, компаний, а главное, на уровне отдельного человека становится гораздо больше, чем удобная подача заявлений в приложении государственных услуг.

Представим простой сценарий возможного будущего на уровне жизненной траектории отдельного человека: ИИ на игровой платформе замечает десятилетнего пацана с бешеной реакцией в сетевой компьютерной игре. Создаем для него информационный пузырь ценностей и убеждений, добавляем инъекцию патриотизма, наводим на мысль подготовиться поступить в военное училище на оператора беспилотной боевой техники. А в системах планирования ресурсов для него готовы и место в училище, и строчка в штатном расписании, и финансирование, и учебные и боевые дроны.

И все выглядит так, что план на свою жизнь целеустремленный молодой человек построил сам.

Цифровой пазл. Как регионы и корпорации складывают картину лидерства

Применяем подход для большого количества гражданских и военных специальностей — от будущих стратегов-генштабистов до пехоты и водолазов, получаем совсем иной подход к управлению своими гражданами.

А вот для миллионов граждан других стран, правительства которых не построят собственный цифровой ландшафт игровых, социальных, коммерческих, новостных, развлекательных платформ), внешняя система будет создавать свои планы, свою идеологию и свои ответы на вопросы:

  1. Куда ты хотел бы сегодня пойти?
  2. Что ты хочешь купить?
  3. О чем ты будешь думать?
  4. Кто ты?

Полагаю, коллективные способности, технологии, ресурсы и намерения цифровых компаний достаточно близки к выполнению задач третьего этюда. Читайте также

Трансформация-2025

ИТ-разработчики сегодня: кого не хватает, где брать и как удержать? По оценкам Минцифры к концу 2024 года, дефицит кадров в ИТ составляет 500–700 тысяч человек. В то же время представители бизнеса дают оценку в 1 млн. Особенно остро нехватка специалистов ощущается в таких областях, как машинное обучение, нейросети, компьютерное зрение и обработка больших данных.

Цифровое государство: новый уровень

Глядя на упомянутое видео с Трампом и руководителями цифровых компаний, можно представлять разные сценарии: возможно, это новый руководитель собрал сотрудников (которые уже завтра начнут грызться, интриговать и есть друг друга) либо работодатели принимают вновь нанятого сотрудника на работу.

Я же увидел аналогию с моделью управления цифровым развитием КНР, где государство ставит стратегические цели цифровым компаниям, обеспечивает поддержку со стороны систем фундаментальной и прикладной науки, выстраивает план, при котором цифровые компании и созданные ими платформы выступают рычагом экономического и социального развития в соответствии с целями руководства страны, основополагающими стратегическими документами, программами развития и моделями управления.

При необходимости — государство цифровые компании жестко регулирует.

Эта модель взаимодействия совсем другая, чем в США. Возможно, в будущем они сблизятся. Но совершенно точно мы будем видеть государственные функции, выполняемые на совершенно иных принципах. Конкуренция моделей цифрового государственного управления обостряется, как обостряется конкуренция государств, блоков, национальных цифровых платформ. Пристегиваем ремни безопасности.

Трансформация-2025

Павел ПотеевЭксперт по организационной и цифровой трансформации

  • Все публикации
  • Интервью
  • Статьи
  • Колонка
  • Источник

    Оставьте ответ