Сравнение затрат на готовое решение и заказную разработку: что выгоднее и когда
В какую сумму обойдутся оба решения, за что в обоих случаях платит клиент и какой вариант в какой ситуации выбрать. Заказная разработка подразумевает высокую степень индивидуализации проекта под конкретные задачи бизнеса. Сайт, приложение или сервис создают с нуля по такой схеме:
- Определяются требования, ожидания и бизнес-цели клиента.
- Создается техническое задание с детальным описанием функциональности, дизайна и других особенностей проекта.
- Начинается работа над самим проектом с опорой на ТЗ.
Готовое решение — это более быстрый и бюджетный вариант по сравнению с заказной разработкой, однако готовые решения часто менее гибкие и не всегда решают задачи клиента.
В статье разберемся, в какую сумму обойдутся оба решения, за что в обоих случаях платит клиент и какой вариант в какой ситуации выбрать.
Содержание:
Готовое решение: основные затраты
Хотя решение и называют «готовым», на самом деле это не всегда так. Чтобы можно было спокойно использовать ПО и не бояться, что в процессе что-то сломается, нужно учесть множество затрат. Вот основные из них.
Покупка лицензии. Готовые решения без свободной модели распространения можно использовать, только если вы купите лицензию. Причем ее стоимость будет варьироваться: обычно на нее влияют версия продукта, функционал и количество пользователей. Например, годовая подписка на Okdesk с доступом для 5 пользователей обойдется в 72 000 ₽. А годовая лицензия на коробочный «Битрикс24» стоит от 23 880 ₽.
Продление лицензии. Бывают сервисы, лицензия к которым покупается единоразово и в нее включаются все дальнейшие обновления — сколько бы лет вы ни пользовались продуктом. Но все-таки чаще за доступ приходится платить регулярно: например, раз в месяц или год. При этом стоимость от года к году будет только повышаться: редкие компании фиксируют цены для клиентов.
Внедрение. Внедрение в эксплуатацию готового решения предполагает три основных момента:
Кастомизация. Компаниям с уникальными бизнес-процессами часто не подходит стандартная логика готовых продуктов. Тут есть два пути: перестроить процессы под возможности системы или доработать сам продукт. За доработку придется платить.
Вот что может считаться доработкой:
Стоимость доработки обычно оценивают весьма высоко, так как доступ к кодам решения есть только у владельца «коробки».
Поддержка. Резервное копирование, исправление ошибок, обслуживание сервера — все это входит в понятие поддержки. Стоимость этих услуг зависит от вида работ и условий договора с разработчиком. При этом в роли разработчика могут выступать как внешние подрядчики, так и инхаус-команда. Стоимость поддержки в каждом случае будет складываться из разных вещей:
Большинство компаний утверждают, что поддержка входит в стоимость лицензии. Однако они умалчивают о том, что такая поддержка часто ограничена. А если проблемы возникнут после кастомизации, вам скорее всего не помогут, а предложат использовать «чистый» продукт, который не подходит вашему бизнесу.
Кроме того, если вы покупали лицензию у стартапа, рано или поздно он может закрыться. Тогда стоимость поддержки сторонними разработчиками увеличится в разы.
Заказная разработка: какие затраты нужно учесть
По данным исследования GoodFirms, средняя стоимость разработки проекта с нуля составляет $36 000–60 000 — это примерно 3 160 000–5 300 000 ₽. Вот что входит в эти затраты.
Команда разработки. Существует три способа найти разработчиков: нанять команду в штат, найти фрилансеров или обратиться в аутсорсинговую компанию.
Поддержка. Поддерживать работоспособность системы можно инхаус или с помощью той команды, которая занималась разработкой. Как именно вы будете это делать, лучше решить заранее, иначе каждая смена команды поддержки будет сильно раздувать дополнительные косты.
Если говорить про аутсорс, обычно в общую стоимость разработки включается только гарантийная поддержка. На технические доработки и дальнейшее развитие проекта заключается новый договор, а их стоимость оценивается отдельно. Например, у нас в агентстве поддержка сайта стоит 2700–3500 ₽/час. Формат работы — Time&Material, т.е. оплачивается только фактически потраченное время.
Затраты на риски. Любой проект по разработке связан с разного рода рисками. Они могут различаться в зависимости от проекта, но все они так или иначе приводят к дополнительным затратам:
Развитие ПО. Любой работающий сервис должен развиваться, меняться под возникающие требования пользователей и новые бизнес-задачи. Например, если через год вы решите обновить интерфейс, внедрить в продукт встроенную аналитику или запустить ИИ-ассистента — за это придется платить отдельно.
Заказная разработка или готовое решение: что выбрать
Заказная разработка подходит для среднего и крупного бизнеса, которому выгоднее вложиться в разработку собственного продукта, чем адаптироваться под готовое решение и из-за этого терять уникальные преимущества. Если вы готовы инвестировать в свое развитие — это ваш вариант.
Коробочные решения хороши для небольших компаний, которым нужно решать стандартные бизнес-задачи. Например, готовые продукты часто выбирают для цифровизации документооборота, финансовой аналитики, CAD-проектирования, разработки интернет-магазинов.
При этом часто компании миксуют и ускоряют собственную разработку с помощью готовых решений или дорабатывают коробочный сервис силами инхаус-команды.
Павел Красавцев
CEO & founder digital-агентства IBRUSH