Минцифры защитит абонентов от спама
Изображение: AI
Министерство цифрового развития России разработало проект постановления для операторов связи. Суть его в том, чтобы все звонки от компаний и предпринимателей в будущем были легко узнаваемы. Теперь, если звонит фирма или индивидуальный предприниматель, абонент будет сразу видеть, кто именно ему звонит.
В последнее время всё больше людей сталкиваются с телефонными мошенниками. Они звонят, представляются сотрудниками банка, полиции, налоговой — кем угодно, лишь бы вызвать доверие. А дальше пытаются выманить личные данные, уговорить перевести деньги или установить вредоносные приложения. Проблема стала настолько масштабной, что государство решило вмешаться всерьёз.
Содержание:
Как будут выглядеть работа защиты от мошенников?
Представьте, что вам звонит незнакомый номер. Сейчас вы, скорее всего, просто видите цифры и начинаете гадать — спам это, мошенник или, может быть, важный звонок. По новым правилам на экране будет появляться краткая подпись. Это может быть, например, название компании, торговая марка, а также пояснение вроде «служба доставки» или «звонок из банка».
Антифрод-закон и его последствия
Эта информация будет отображаться в виде текста, и всё должно уместиться в 32 символа. Этого достаточно, чтобы вы поняли, от кого звонок и стоит ли его принимать. Если это звонок от магазина, у которого вы недавно что-то заказывали, — прекрасно, можно брать трубку. А если подпись вызывает сомнения или совсем не связана с вашими делами, — скорее всего, лучше не отвечать.
Как компании смогут это настроить?
Для того чтобы такая маркировка работала, организация или предприниматель должны будут заранее заключить договор с оператором связи. В этом договоре они обязаны предоставить всю нужную информацию — от наименования и ИНН до списка номеров, с которых будут звонить. Также нужно будет указать, чем занимается компания и к какому типу относятся её звонки — рекламные, сервисные, информационные и так далее.
Эту информацию оператор связи будет передавать другим операторам, чтобы подписанный номер определялся одинаково у всех пользователей, независимо от того, в какой сети они находятся.
Зачем всё это делается?
Главная цель — снизить количество случаев телефонного мошенничества. Сегодня мошенники часто используют подмену номеров и имитируют звонки от реальных организаций. В результате человек уверен, что ему звонят, например, из банка, хотя на самом деле на другом конце провода сидит преступник.
Если все легальные звонки от компаний будут подписаны, то всё, что поступает без подписи или с подозрительным текстом, автоматически вызовет у человека настороженность. Это должно значительно снизить количество случаев, когда люди попадаются на уловки мошенников.
Что ещё планируется
Маркировка звонков — это лишь один шаг. Вместе с ним вводятся и другие меры. Государственные органы, банки и операторы связи, по новому закону, больше не смогут использовать иностранные мессенджеры для связи с гражданами. Это делается для того, чтобы мошенники не могли легко подделывать сообщения от этих структур.
Также разрабатывается возможность для людей самим отключать входящие звонки от юридических лиц, особенно если это реклама. Кроме того, в будущем планируется создать базу с голосовыми образцами мошенников, чтобы можно было заранее распознавать подозрительные звонки.
Когда это начнёт работать
Согласно планам Минцифры, новая система маркировки звонков должна заработать уже летом 2025 года. Пока что это только проект постановления, но его активно обсуждают, и шансы на принятие очень высоки. По официальным данным, только в 2024 году россияне потеряли около 200 миллиардов рублей из-за мошенников. Причём большинство этих преступлений начинались именно с телефонного звонка. Преступники действуют хитро и уверенно, часто запугивают людей или пользуются стрессом и невнимательностью. FinOps: как навести порядок в облачных расходах и не разориться Павел Клепинин: Как РАНХиГС строит цифровую реальность DeepSeek: что ищут нейросети на такой глубине?
Маркировка вызовов поможет сделать мир телефонной связи более безопасным. Мы начнём лучше понимать, кто нам звонит, и сможем быстрее отличать настоящие звонки от обмана.
Минцифры РоссииЗаконодательствоМошенничество с банковскими картами