«ИТ Диалог 2023»: итоги форума
9–10 ноября в «Экспофоруме» Санкт-Петербурга состоялся юбилейный «ИТ Диалог». На мероприятии собрались цифровые лидеры регионов России для обмена опытом и поиска решений актуальных проблем. Форум прошел совместно с III Форумом кибербезопасности государства «Цифротех 2023» и V Международным муниципальным форумом «БРИКС+».Реклама
Министр цифрового развития Максут Шадаев дал высокую оценку петербургским инновациям в области цифровых технологий. Во время посещения экспозиции форума он отметил: «Петербург всегда радует оригинальными решениями. Коллеги подходят к внедрению цифровых технологий с большим энтузиазмом. На выставках в Петербурге я всегда открываю что-то новое для себя». Министр также подчеркнул важность цифрового образования для старшеклассников и студентов, указав на растущий интерес к ИТ-сфере, что подтверждается увеличением количества заявок на изучение программирования.
Содержание:
Вызовы технологического развития
На пленарном заседании речь шла о концепции технологического развития России до 2030 года. Это объемный документ, принятый правительством в мае текущего года, в котором подробно рассмотрены как вызовы, так и возможности в области технологического развития страны. Концепция предназначена для использования федеральными органами власти и региональными субъектами РФ при разработке соответствующих программ и стратегий. Модератор Александр Левашов начал с обзора ключевых вызовов, описанных в документе, после чего предполагалось обсуждение конкретных шагов и мероприятий для их преодоления.
Одной из главных проблем является недостаточная способность национальной экономики адаптироваться к глобальным трендам. Это отражает трудности интеграции России в мировую экономическую систему и отставание страны от наиболее развитых государств по темпам инновационного экономического роста.
Отмечается, что внутренний рынок России имеет ограниченную емкость для высокотехнологичной продукции, а это сдерживает развитие передовых технологий. Проблема усугубляется слабой мотивацией российских компаний к исследованиям и инновациям из-за низкой конкуренции на рынке, ведущей к отставанию в инновационной активности бизнеса по сравнению с лидирующими странами.
Малый объем венчурных инвестиций выделяется как серьезное препятствие для инновационного развития. К тому же отток талантливых специалистов и квалифицированных кадров за границу ослабляет потенциал страны в области инноваций.
Санкционные ограничения, воздействующие на производственные системы, и проблемы в сфере информационной безопасности, обусловленные уходом ведущих разработчиков и недостаточной эффективностью отечественных систем, также подчеркиваются как критические препятствия. Ограничение возможностей для международного научного сотрудничества дополнительно сужает перспективы развития собственных научных исследований.
Все эти вызовы, как сказано в документе, требуют внимательного анализа и формулирования стратегий для их преодоления, чтобы обеспечить устойчивое технологическое развитие страны.
ИТ плюс ИБ
Заместитель министра цифрового развития Александр Шойтов подчеркнул важность информационной безопасности как ключевого аспекта технологического суверенитета и развития. Он указал на необходимость интеграции ИБ в информационные технологии на самых ранних стадиях разработки, особенно в контексте новых технологий, где ИБ часто воспринимается как обременение. Шойтов заметил, что разработчики нередко стараются отделить ИБ от основного процесса, стремясь упростить требования безопасности. В то же время безопасность должна рассматриваться вместе с надежностью работы системы, особенно в критически важных областях. Он уверен, что баланс между ИТ- и ИБ-специалистами является ключом к созданию надежных систем. «ИТ- и ИБ-специалисты должны работать вместе. И вообще, если мы владеем программой или технологией, если ее сами придумали или сами написали, то она будет надежней работать и на нее достаточно просто «навесить» информационную безопасность. Но делать это надо на ранней стадии. А если чужую использовать, то очевидно, что возникнут риски», — сказал заместитель министра.
Необходимость кооперации
Дмитрий Кузьмин, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, считает, что отсутствие научно-технологической производственной кооперации между наукой, образованием и бизнесом сегодня становится значительным препятствием для разработки качественных продуктов. Он привел в пример студентов, разрабатывающих продукты для крупных компаний в рамках стартапов, где успешность реализации составляет лишь около 10%. Зампредседателя отметил, что некоторые компании рассматривают эти проекты как формальность, необходимую для отчетности, вместо того, чтобы использовать их для реального развития программных продуктов.
По его мнению, следует усилить кооперацию между наукой, образованием, бизнесом и государством, чтобы обеспечить более эффективное использование ресурсов и результатов исследований. Дмитрий Кузьмин подчеркнул роль государства в поддержке этого процесса и потребность в формировании больших команд для анализа данных и разработки продуктов. Он считает, что сегодня такое направление сотрудничества особенно важно.
Кадры и доверие
Удмуртская республика тоже сталкивается с вызовами в сфере технологического развития. Заместитель губернатора Тимур Меджитов называет одним из главных вызовов проблему с человеческими ресурсами: в регионе наблюдается крайне низкий уровень безработицы, всего 0,4%, и за каждым квалифицированным специалистом стоит очередь из работодателей. Это приводит к росту зарплат и снижению интереса к рискованным инновационным проектам.
Он добавляет, что в текущей ситуации многие предприятия предпочитают закрывать потребность в рабочей силе за счет увеличения количества сотрудников, а не внедрения технологий, повышающих производительность труда. В то же время успешные практики некоторых предприятий показывают, как можно экономить до 30% времени и повысить производительность благодаря систематизации и мониторингу состояния оборудования.
Также Тимур Меджитов отметил проблему взаимного недоверия между крупными компаниями и региональными производителями технологической продукции. Например, местные ИТ-компании сталкиваются с недоверием со стороны крупного бизнеса, который предпочитает сотрудничать с зарубежными поставщиками. По его мнению, важно строить взаимное доверие и культуру компромиссов, чтобы поддерживать отечественные разработки и давать им возможность для улучшения и апробации. Заместитель главы региона считает, что такой подход необходим для развития продуктов, которые будут востребованы не только на местном, но и на более широком рынке.
Импортонезависимость
Модератор секции по технологическому суверенитету Рустэм Хайретдинов предложил нестандартный формат обсуждения темы импортозамещения. Он отметил, что она обсуждается гораздо шире, чем реализуется на практике, и подчеркнул, что из-за прекращения работы импорта в последние полтора года произошел переход от планового к аварийному импортозамещению.
По его словам, существует две основные проблемы: первая связана с тем, что некоторые производители сильно завысили цены на свою продукцию и это привело к необходимости подписания хартии о неповышении цен. Вторая проблема касается привычки к удобным иностранным продуктам и необходимости менять не только продукт, но и способы его использования. «Что греха таить: все, например, принесли презентации для форума, несмотря на импортозамещение, в формате Power Point. И я видел, что у людей в руках макбуки, windows-ноутбуки. А если у кого-то есть линукс-устройства, поднимите руку и мы вам поаплодируем», — предложил модератор залу. Судя по количеству поднятых рук в зале, все по-прежнему остаются верны традициям.
Наталья Никольская, заместитель руководителя администрации главы Республики Карелия, высказала свое мнение о текущем положении с импортозамещением в России. Она считает, что многие увидели в этой ситуации возможность извлечь выгоду и попытались «выжать всё» из государства. Ведь стоимость владения продуктом включает не только лицензию, но и расходы на сопровождение и разработку, особенно учитывая, что для страны и местных разработчиков тема новая.
Наталья обозначила серьезные проблемы, с которыми сталкивается госсектор: неожиданные траты, растущие год от года, и сложность адаптации к российскому софту после десятилетий применения зарубежных продуктов. К тому же не хватает документации для отечественного ПО и есть проблемы с его актуализацией.
Она надеется, что российские производители начнут лучше слышать клиентов, а не радоваться отсутствию альтернатив. Никольская упомянула, что администрация Карелии выступает связующим звеном между производителями и пользователями, переводя технический язык на понятный. Однако, по ее словам, производители часто не реагируют на проблемы.
«Мы все ждем, когда наши замечательные производители софта, в которых мы, честно говоря, очень верим, начнут слышать нас как заказчиков, а не только радоваться тому, что у нас нет никаких других вариантов, как только с ними работать», — сказала Наталья Никольская.
Дмитрий Вечеренко, первый заместитель министра цифрового развития связи Оренбургской области, выделил два основных направления, которые стали заметны после 2014 года, — переход на отечественное оборудование и переход на отечественное программное обеспечение. Он отметил, что изначально упор делался на open source-решения, поскольку отечественные аналоги практически отсутствовали.
Говоря о «Рейтинге Цифровой Трансформации» (РЦТ), который определяет точки роста регионов и включает такие ключевые показатели, как информационная безопасность и импортозамещение, он подчеркнул, что работа, проведенная с 2014 года, позволила Оренбургской области более комфортно войти в этот рейтинг. Однако есть и проблемы: высокая стоимость отечественных продуктов и невозможность полного импортозамещения из-за отсутствия некоторых отечественных аналогов.
Поддерживая Наталью Никольскую, Дмитрий считает, что государство как основной заказчик и инвестор должно требовать соответствующего качества продуктов, аналогичного иностранным. В заключение он отметил, что уход зарубежных вендоров из страны привел к возможности для роста отечественных производителей, но также устранил сильных конкурентов.
Эффективный регион
На секции по эффективному управлению регионом, в рамках деловой программы, модератор Александр Зорин предложил участникам обсудить прогресс, достигнутый за последние два года. Он призвал рассмотреть успехи, существующие ограничения и потенциал для дальнейшего развития, а также области, где уже заложен хороший фундамент для будущих достижений. Важной темой стало применение искусственного интеллекта в органах власти.
ИИ в Северной столице
Любовь Токарева, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга, представила примеры успешного использования данных в управлении городом. Один из них — новая модель зимней уборки, основанная на технологии ИИ, которая позволяет детально планировать маршруты уборочных машин, учитывая конкретные особенности дорожной сети Санкт-Петербурга.
Кроме того, Любовь упомянула разработку стратегии развития МФЦ, включая анализ интересов граждан и оптимизацию расположения центров. Эта модель уже применялась для обоснования переезда первого МФЦ.
Зампред также перечислила вызовы, связанные с внедрением искусственного интеллекта в здравоохранении. В частности, она напомнила, что в текущем году все регионы обязаны закупить медицинское изделие с технологией искусственного интеллекта для региональных систем, однако количество сертифицированных решений ограничено, и многие из них связаны с обработкой медицинских изображений. Это подчеркивает сложности, с которыми сталкиваются регионы при внедрении новых технологий.
Комплексный подход
Андрей Сытник, председатель Комитета цифрового развития Ленинградской области, назвал ключевой роль искусственного интеллекта в развитии региона и напомнил, что в Ленобласти централизованная база данных изображений облегчила применение алгоритмов ИИ. Он подчеркнул, что для его эффективного внедрения необходимо учитывать не только технологическую, но и нормативную готовность.
Говоря о важности комплексного подхода к реализации искусственного интеллекта, он описал три ключевых направления готовности. Первое — это нормативная готовность, которая предусматривает интеграцию искусственного интеллекта в различные стратегии развития региона. Второе направление касается технологической готовности, особенно важной для обеспечения производительной инфраструктуры и клиентских приложений, способных эффективно использовать алгоритмы ИИ.
Он также обратил внимание на то, что добавление ИИ в проекты часто увеличивает стоимость государственных контрактов, хотя многие алгоритмы ИИ уже давно присутствуют в технологическом стеке. В связи с этим в Ленобласти был утвержден дополнительный бюджет на серверы и СХД, а также созданы специальные песочницы для тестирования новых технологий вместе с отраслевыми органами здравоохранения, образования и администрации губернатора. Это позволяет выбирать наиболее эффективные ИИ-решения.
Третье направление — это кадры. Подчеркивая сложности, связанные с кадровым обеспечением для работы с искусственным интеллектом в Ленинградской области, Андрей Сытник обозначил это как самый сложный уровень готовности. Действительно специалисты, обладающие знаниями в области ИИ, алгоритмов и работы с большими данными, имеют высокий уровень зарплат, что затрудняет их привлечение на государственную службу.
Социальная цифровизация
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра давно занимает лидирующие позиции по цифровой трансформации среди регионов. Особенно в социальной сфере.
«Наша цифровизация социальной сферы ведется уже около 15 лет. Начало было положено еще в 90-х, когда появилась система, которую мы неустанно модернизируем и обновляем, внедряя новые технологии. Проект, реализованный в сентябре текущего года, стал новым шагом в области социального обслуживания населения. Цифровизация для нас не только внедрение новых технологий, но и переосмысление, и трансформация различных бизнес-процессов, — сказал Павел Ципорин, заместитель губернатора округа. — Однако при этом мы столкнулись с ситуациями, когда недобросовестные сотрудники социальных учреждений приписывали невыполненные услуги». Он объяснил, что в некоторых случаях персонал социальных учреждений приписывал услуги, особенно если клиенты — пожилые люди, не всегда понимающие, что с ними происходит. Для борьбы с этой проблемой в округе были введены планшеты для сотрудников социальных учреждений. Теперь при оказании услуг они регистрируются с помощью планшетов. Клиенты подтверждают оказание услуг, используя банковские карточки или специальные браслеты. Такое нововведение не только повысило качество услуг, но и привело к экономии бюджетных средств, поскольку количество приписок значительно сократилось.
Кроме того, Павел Ципорин упомянул разработку собственных генеративных языковых моделей, таких как САЙГА», которая применяется в ряде проектов. Эти модели, по его словам, по некоторым параметрам превосходят решения, представленные компаниями «Сбер» и «Яндекс», и в настоящее время находятся на стадии обучения и тестирования.
Первый кейс касается нейро-ассистента для юридического отдела, который был обучен на основе регионального законодательства для автоматической генерации проектов нормативных актов. Это предоставляет возможность пользователям вносить изменения, и нейросеть самостоятельно формирует соответствующие проекты документов, а также помогает проверять существующие акты на предмет правовых коллизий.
Второй проект — создание чат-бота для поддержки работы в области информационной безопасности. Чат-бот, обученный на основе документации ФСТЭК и других баз знаний, помогает специалистам по кибербезопасности эффективно реагировать на попытки проникновения злоумышленников в инфраструктуру. Он подсказывает, как действовать в случае атак, и позволяет автоматически блокировать атаки на раннем этапе, что значительно улучшает процесс расследования и реагирования на инциденты.
Управление, основанное на данных
Челябинская область также была отмечена в рейтингах цифровой трансформации. Александр Козлов, заместитель губернатора, рассказал о создании ситуационного центра для главы региона и разработке дашбордов для министров. При этом актуальным становится вопрос о качестве и полноте данных, которые используются для принятия решений, особенно в контексте искусственного интеллекта. Он указал на необходимость разметки данных перед их применением в системах ИИ, что добавляет дополнительный уровень сложности в процесс обучения моделей. Александр описал процесс проверки данных перед тем, как они попадают на рассмотрение министров. В связи с этим в области ввели должность помощника по данным в министерствах для обеспечения непротиворечивости и актуальности информации в дашбордах министров. Замглавы региона также назвал проблемы, связанные с зарплатами ИТ-специалистов в госсекторе. В качестве стимула для их привлечения он предлагает ввести в регионе ипотеку под 0% с компенсацией из регионального бюджета. Но для этого необходимо решение на уровне федерального министерства.
***
«ИТ Диалог 2023» подтвердил свою значимость как ключевая площадка для обмена знаниями и опытом в области цифровых технологий. Участники форума обменялись опытом внедрения новейших технологий, включая искусственный интеллект и большие данные, что показало нарастающую тенденцию к цифровизации на всех уровнях государственного управления. Также форум стал платформой для обсуждения не только технологических инноваций, но и важности качественного образования и подготовки специалистов, способных работать в быстро развивающейся цифровой среде.
Мероприятие завершилось с уверенностью, что такие встречи способствуют ускорению цифровой трансформации в России, стимулируя обмен знаниями и усилиями для создания более эффективного и безопасного цифрового будущего.