Цифровизация образования и науки: ключевые вызовы и пути развития
Сегодняшнее время требует серьезных изменений в области образования, и цифровизация является одним из наиболее актуальных направлений в этой сфере. Об этом говорил Сергей Чечкин, заместитель генерального директора ГК X-Com, в ходе своего выступления на мероприятии компании X-Com, которое проходила 20 марта в Санкт-Петербурге.
Он отметил, что цифровизация — это не просто модное слово, а важный процесс, который затрагивает все аспекты образования и науки, создавая новые возможности для преподавателей, студентов и учебных заведений в целом.
По мнению IT-World.ru, слова «цифровизация» и «цифровая трансформация» часто слышны в различных контекстах, но что на самом деле за ними скрывается? Как мы можем правильно понимать этот процесс, особенно в сфере высшего образования? В своем выступлении Сергей Чечкин поделился множеством идей и концепций, которые помогают раскрыть суть цифровизации в современной учебной среде.
Фото сделано автором материала
Читайте также
Цифровизация. Как избежать катастрофы Процесс цифровой трансформации часто сталкивается не только с техническими сложностями, но и с сопротивлением внутри самих организаций. Многие воспринимают цифровизацию как удобный инструмент для автоматизации процессов, но на деле она представляет собой фундаментальное изменение структуры управления, перераспределение ресурсов и разрушение привычных бюрократических механизмов.
Как убедился IT-World, цифровая трансформация неизбежно затрагивает интересы различных участников бизнеса: от рядовых сотрудников до топ-менеджеров. Те, кто привык работать в условиях «ручного контроля» и неформальных договоренностей, видят в прозрачности процессов угрозу своему положению. Сопротивление этим изменениям принимает разные формы — от бюрократического саботажа до попыток дискредитировать саму идею цифровизации.
Содержание:
Что такое цифровизация в высшем образовании?
Цифровизация в учебных заведениях охватывает несколько ключевых направлений. Сергей Чечкин выделил пять основных блоков, которые составляют основу цифровой трансформации образования. Эти блоки не только определяют суть самой цифровизации, но и способствуют созданию новых возможностей для обучения и работы.
1. Искусственный интеллект (ИИ). ИИ активно используется в образовательных процессах для автоматизации оценки студентов, например, для обработки письменных и устных работ. Однако, несмотря на широкое внедрение, развитие искусственного интеллекта сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость создания нейронных сетей, обучения их и корректного использования в образовательных целях. Важнейшая проблема — это создание специалистов, способных эффективно использовать эти технологии.
2. Дополненная и виртуальная реальность. Эти технологии, связанные с моделированием. Они позволяют создавать новые форматы обучения, которые делают процесс усвоения материала более наглядным и интересным.
3. Геймификация. Внедрение игровых элементов в образовательный процесс способствует улучшению вовлеченности студентов. Геймификация позволяет сделать обучение более увлекательным, повышая концентрацию внимания и облегчая усвоение информации.
4. Интернет вещей (IoT) для образования. Умные классы, гибридное обучение, системы записи и обработки данных — все это элементы современного образовательного процесса, которые становятся неотъемлемой частью учебных заведений.
5. Машинное обучение. Это направление связано с обучением систем для улучшения их работы. Машинное обучение помогает образовательным учреждениям более точно и эффективно адаптировать образовательный процесс к потребностям студентов.
Зачем нужна цифровизация образования?
Сергей Чечкин также подчеркнул важность цифровизации для высших учебных заведений в условиях высокой конкуренции. Вузы сегодня конкурируют в основном за финансирование, внимание студентов и родителей, а также за место в образовательной экосистеме. Важно, чтобы учебные заведения не только следовали современным трендам, но и внедряли инновационные технологии.
Санкт-Петербург формирует обновленную стратегию цифровой трансформации
Современные студенты ищут учебные заведения, которые могут предложить им передовые методики обучения и технологические решения. В этом смысле конкуренция вузов за статус «прогрессивного учреждения» становится не только важной задачей для каждого учебного заведения, но и залогом их успешного развития в будущем.
Цифровизация как ответ на вызовы времени
Сегодняшний образовательный ландшафт находится на переломном этапе. Технологии меняют не только сам процесс обучения, но и общественные ожидания от системы образования. Это делает цифровизацию абсолютно необходимой для успешного функционирования образовательных учреждений. Переход к цифровым методам обучения, использования ИТ-технологий и новых подходов к обучению — все это становится неотъемлемой частью образовательного процесса, который направлен на улучшение качества знаний и подготовки специалистов, готовых работать в условиях цифровой экономики.
Роль системного интегратора в цифровизации образования и науки
Цифровизация – это не просто тренд, это жизненная необходимость для образовательных учреждений в эпоху стремительных изменений технологий и растущей конкуренции. Современные вузы сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям, ведь цифровизация не просто улучшает процессы – она становится тем фактором, который может определить, останется ли образовательное учреждение на плаву или уйдет в тень.
Как внедрить цифровые решения? Кто поможет вузам на этом пути? Сергей Чечкин отметил, что сегодня вузы оказываются в непростой ситуации. В условиях высокой конкуренции за внимание студентов и бюджетное финансирование, они вынуждены стремиться быть на передовой технологических изменений. Прогрессивные университеты становятся более привлекательными для абитуриентов, что делает цифровизацию их приоритетом.
Однако на пути цифровизации существует одна большая преграда, о которой говорит Сергей Чечкин: вузам порой некому помочь. «Цифровизация вуза, как и любых других крупных организаций, – это огромная работа, требующая координации множества сторон. В этом процессе системный интегратор и технологические партнеры могут сыграть ключевую роль, но на 90% весь процесс зависит от сотрудников самого учебного заведения», – подчеркнул он.
Одной из основных проблем в процессе внедрения цифровых решений в вузах является сопротивление со стороны старшего преподавательского состава. Средний возраст преподавателей в высших учебных заведениях составляет более 50 лет, и не всем легко адаптироваться к новым технологиям. Даже если в вузе внедрена новая система, нередко преподаватели не используют ее, так как не видят ее ценности для своей работы.
Сергей Чечкин также рассказал о том, как сложно в некоторых случаях внедрять даже хорошо проработанные стратегии цифровизации. Проблема не только в отсутствии энтузиазма у преподавателей, но и в том, что сотрудники, не имеющие соответствующих компетенций, часто не понимают, зачем им вообще нужно осваивать новую систему. В результате цифровизация остается лишь на бумаге.
Как решается эта проблема? Сергей Чечкин считает, что важнейшей задачей является разработка дорожной карты, которая будет увязывать стратегию цифровизации с конкретными шагами. Ведь успешная цифровизация зависит не только от внедрения новых технологий, но и от того, насколько активно и эффективно будут вовлечены все участники образовательного процесса.
Среди сложностей цифровой трансформации Сергей Чечкин выделил следующие: 1) Отсутствие стратегии, 2) Комплексная оценка необходимости, 3) Обучение сотрудников, 4) Финансирование, 5) Разработка дорожной карты 6) Отсутствие компетенций, 7) Недостаток информации, 8) Несоответствующие требованиям технологии.
«Мы как системные интеграторы и все производители, которые собрались на это мероприятие, вам смогут быть полезны только в выполнении пункта — «Несоответствующие требованиям технологии».
Завершая выступление, Сергей Чечкин подчеркнул, что системные интеграторы, такие как ГК X-Com, играют не просто роль поставщиков технологий, но и надежных партнеров, которые могут помочь вузам не только выбрать нужные решения, но и внедрить их с учетом всех особенностей и потребностей конкретного учебного заведения.
В условиях ускоренной цифровизации наука и образование стоят перед необходимостью не только адаптации, но и создания действительно работающих и эффективных цифровых экосистем. От того, насколько правильно будет выстроен процесс, зависит будущее этих сфер.