Цифровизация логистики: тренды и перспективы 2023 года
Цифровизация логистики — процесс, который наиболее активно сегодня влияет на трансформацию российских транспортных компаний. Внедрение ИИ и машинного обучения, использование блокчейн-технологий – ключевые инструменты, помогающие предпринимателям минимизировать издержки и повышать качество сервиса.Реклама
Реклама
Согласно статистике Pitchbook Data, 80% логистических операторов в мире частично или полностью перешли на цифровую модель управления бизнесом в 2021 году. Из них 86% руководителей транспортных компаний еще в 2021 году называли информационные технологии лучшим способом сокращения расходов. Сегодня число компаний, которые осознают значимость внедрения ИТ, еще выше и среди лидеров рынка близится к 100%. К 2023 году «умные» системы управления складами, отслеживания передвижения водителей-экспедиторов и мониторинга процессов перевозки могут повысить эффективность грузоперевозок до 30%, сокращая время доставки на 20–40% и снижая затраты на логистику на 15–25%.
Содержание:
Применение искусственного интеллекта
Одним из неочевидных трендов в цифровизации логистики является использование искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования спроса на грузоперевозки и оптимизации маршрутов доставки. Благодаря этому логистические компании могут своевременно распределять свободное подвижное оборудование или транспорт по нужным регионам, тем самым избегая их нехватки или бесполезного простоя в том или ином субъекте. Это особенно важно в условиях сложных глобальных цепей поставок. Кроме того, неройсети могут помогать в построении или оптимизации логистических маршрутов, следить за состоянием автопарка, а также прогнозировать расход топлива. Более того, на рынке уже есть ряд логистических компаний, в штате которых трудятся настоящие роботы-декларанты, которые отвечают за подготовку деклараций на товары для таможни. Сотрудникам в данном случае остается лишь перепроверять внесенные роботом данные.
Блокчейн для длинных цепочек поставок и IoT-датчики
Не менее важным трендом в отрасли перевозок является развитие технологий блокчейн, которые позволяют обеспечить прозрачность и безопасность взаимодействия между участниками логистической цепочки. Согласно исследованию Deloitte, 59% опрошенных компаний воспринимают эту инновацию как революционную, способную трансформировать экономику и бизнес-процессы компании.
Именно внедрение блокчейн-технологий позволяет логистическим операторам в разы повысить уровень надежности хранения данных и прозрачности доступа к ним, что стало особенно актуальным с повсеместным ростом киберпреступности в России. Свойство неизменяемой учетной электронной книги сохранять всю информацию о клиентах, товарах и заказчиках без возможности изменить или удалить записи из неё разительно отличается от предыдущих систем и значительно облегчает устранение любых разногласий между контрагентами.
IoT-датчики – еще один важный тренд цифровизации. Сегодня они могут найти самое широкое применение – от отслеживания местоположения грузов в реальном времени до мониторинга температурных режимов и условий хранения, что способствует повышению качества клиентского сервиса.
Переход на электронный документооборот
Использование электронной системы документооборота (ЭДО) стало новым трендом последних лет. Согласно данным правительства РФ, каждый год более 50 тыс. автомобильных грузоперевозчиков оформляют около 3 млрд перевозочных документов, а затраты на ведение бумажного документооборота составляют более 2% в год от общих расходов на логистику. При этом стоимость отправки одного бумажного документа (включая расходы в на печать, доставку, зарплату сотрудников, занятых документооборотом) составляет около 100 рублей. Учитывая общий объем бумажных транспортных накладных, это огромные издержки, которые сегодня несут участники рынка.
Сократить расходы помогает система ЭДО. Однако это не единственное преимущество цифрового обмена файлами. Электронный документооборот реализуется в несколько раз быстрее бумажного, благодаря чему ускоряются и логистические процессы. Кроме того, использование подобного формата взаимодействия с клиентами и партнерами позволяет транспортной компании снизить риск, связанный с утерей или некорректной передачей документов.
В ЭДО переходит и взаимодействие с государственными органами власти. Так, с 1 сентября 2022 года заработала ГИС ЭПД – государственная информационная система электронных перевозочных документов. В 2023 году электронные транспортные накладные (ЭТрН) можно применять по желанию, а в 2024-м Минтранс начнет переходить к использованию ЭТрН в обязательном порядке – будет вводиться отраслевой императив. В первую очередь он коснется бюджетной сферы, но частным компаниям, которые участвуют в грузоперевозках, также рекомендуется позаботиться о переходе на ЭПД заранее.
Перспективы и проблемы
Глобальная цифровизация отрасли в перспективе 3–5 лет приведет к более эффективной и прозрачной логистической цепочке, ускорению доставки грузов и снижению затрат на логистику. Не менее вероятна и активная эксплуатация новых технологий на рынке, таких как автономные транспортные средства и дроны для доставки грузов. Однако с развитием цифровых технологий возможно появление новых угроз – кибератак и утечки данных, что потребует дополнительных мер по обеспечению безопасности в логистической цепочке.
Не менее острая проблема, с которой уже сейчас сталкивается рынок, – нехватка квалифицированных кадров, способных работать с новыми технологиями. Из всех российских компаний, в которых в настоящее время открыты ИТ-вакансии, 61% в течение длительного времени не могут найти подходящих специалистов.
Несовместимость различных систем и программ – еще одна задача, которую отечественному бизнесу приходится решать в 2023 году. Несопряженность программ в текущей ситуации затрудняет интеграцию цифровых технологий в логистические процессы. Мешает ускоренной цифровизации и уход иностранных ИТ-компаний с российского рынка, а догнать их программное обеспечение отечественным разработчикам мешает не только недостаточное финансирование научных исследований, но и недостаточные темпы развития отечественной ИТ-инфраструктуры.
Преодолеть все эти преграды поможет создание стандартов и регуляторных рамок для взаимодействия между участниками логистической цепочки, а также принятие мер по развитию ИТ-инфраструктуры и повышению квалификации кадров. Поддержка государством инновационных проектов и стимулирование развития отечественных производителей ПО в этой связи становятся важным фактором цифровизации логистической отрасли.
Кирилл Рассадкин
Генеральный директор компании «ЕвроТрансЭкспедиция»